Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №33 «Юбилейный»
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа МБДОУ №33 «Юбиленйый» разработана
рабочей группой педагогов МДОУ. Программа разработана в соответствии с
требованиями ФГОС дошкольного образования на основе примерной
общеобразовательной программы "От рождения до школы" под ред
Е.Вераксы и региональной программы группы авторов НИИ им. Тахо-Годи.
Основная образовательная программа разработана в соответствии с основными
нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию. Сформирована с
учётом особенностей дошкольного образования, как фундамента последующего
обучения и определяет содержание и организацию образовательного процесса на
уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей
дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных
особенностей.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. Включает в себя пояснительную записку,
цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, принципы и подходы
к формированию Программы и целевые ориентиры дошкольного образования.
Пояснительная записка раскрывает цели и задачи деятельности образовательного
учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
Целью Программы является развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена:
- на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи реализации программы:
·
охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
·
обеспечение
равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного
детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
·
обеспечение
преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального
общего образования;
·
создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
·
объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
·
формирование
общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
·
обеспечение
вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных
программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и
способностей воспитанников;
·
формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим
и физиологическим особенностям детей;
·
Принципы и подходы к формированию
Программы.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1.
Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
3. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей законных
представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
4. Индивидуализация дошкольного образования предполагает построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество ДОУ с семьей.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые
могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов
местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей
для обогащения детского развития.
8. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
9. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы.
Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений
ребенка к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные
характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка
представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных
возрастных этапах дошкольного детства.
В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ РАЗДЕЛЕ представлены:
– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной,
познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического
развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
Задачи программы:
- способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре,
истории народов Дагестана;
- формировать эмоционально-положительное отношение к этно-культурному
наследию региона;
- развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные
традиции в разных видах детской деятельности.
Образовательная деятельность регионального содержания реализуется через
организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с
использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых
осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей и
решения конкретных образовательных задач.
Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка
и пронизывает все направления образовательной деятельности. С помощью взрослого
и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир,
играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным
образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познания мира, речи,
коммуникаций, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со
взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется
процессом овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен
только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а
не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские
отношения взрослого и ребенка в ДОУ и в семье являются разумной альтернативой двум
диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию,
основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной
характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно
ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в
реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный
партнер.
Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители
являются не только равноправными, но и равноответственными участниками
образовательного процесса.
Одним из важных принципов технологии реализации образовательной программы является совместное с родителями воспитание и
развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. При этом
сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при
взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные
контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного
учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с
вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия дошкольного
учреждения с родителями воспитанников. Современной формой взаимодействия с
семьей является работа Интернет-представительства ДОУ. Разнообразные рубрики
сайта ДОУ позволяют знакомить родителей с нормативно правовыми документами,
лицензионными документами учреждения, локальными актами, особенностями
осуществления образовательного процесса в ДОУ, с достижениями и наградами
педагогов и воспитанников. На сайте
работает новостная лента, обновляются фотоматериалы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ содержит описание психолого-педагогических
условий, обеспечивающих развитие ребенка, описание материально-технического
обеспечения Программы, обеспеченности методическими материала-ми и средствами
обучения и воспитания, включая распорядок и режим дня, а также особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды.